Урок – 2

Шестнадцатые ноты, “Песня кавказской пленницы”.

В предыдущей части учебника мы использовали для игры целые, половинные, четвертные и восьмые ноты.

Notes-3

В этой части добавим шестнадцатые. Шестнадцатые ноты в два раза короче восьмых. Пишутся они как и восьмые, но имеют два флажка на штиле.

16-th

Некоторым очень тяжело понять, как можно вести счёт шестнадцатыми нотами. Если две восьмые ноты, стоящие рядом, ещё можно посчитать, например как “ра-аз“, или как “раз-и” (кому как удобно), То как считать шестнадцатые? Ведь они в два раза короче!

Ответ прост. Прослушайте два примера. В первом, дан ритмический рисунок с использованием восьмых и четвертных нот, а во втором, с использованием восьмых и шестнадцатых.

Пример No1

4-8 rythm

Пример No2

8-16 rythm

А теперь ответьте на два вопроса:

  1. Есть ли разница между двумя темпами?
  2. Есть ли разница между двумя ритмами?

Ответ на первый вопрос – да. На второй – нет. Вы наверное уже поняли почему. Конечно-же, оба примера звучат в различных темпах. Темп второго гораздо быстрее темпа первого. Ведь первый записан восьмыми и четвертными, а второй шестнадцатыми и восьмыми нотами. А вот ритм – ритмический рисунок обоих примеров, абсолютно идентичен. Если второй пример замедлить в два раза, мы получим точную копию первого. Отсюда можно сделать вывод: Ритм, записанный восьмыми нотами, вперемешку с четвертными, можно считать точно так-же, как и ритм записанный шестнадцатыми нотами, вперемешку с восьмыми. Давайте прослушаем известную мелодию. В первом случае прибегнем к записи восьмыми нотами, а во втором, шестнадцатыми:

Тореадор No1

Ex torreador 8-th

Тореадор No2

Ex torreador 16-th

И нет между этими двумя мелодиями абсолютно никакой разницы!

Конечно-же, при определённо заданном темпе композиции, второй пример должен звучать в два раза быстрее. Но в данном случае темп не был задан. Да и кто вообще задаёт темп? Как нужно играть, быстро или медленно?

Темп, конечно-же задаёт композитор, а затем дирижёр, ну или…барабанщик) В предыдущей части учебника мы говорили о том, что в нотной записи темп обозначается особыми терминами, (такими, как например allegro – быстро, или largo – протяжно), а может обозначаться метром метронома, который являет собой более современный и точный метод. Но ведь когда мы лишь учимся играть, или разбираем какое нибудь новое произведение, нам совершенно не нужна реальная скорость! Поэтому, исходя из всего вышесказанного, давайте условимся считать ритмические рисунки “шестнадцатая – восьмая“, точно так-же как и “восьмая – четвертная“. Ну а целые и половинные ноты выдерживать не сложно. Для тех, кто сыграл хотя-бы половину упражнений из предыдущей части учебника, счёт, скорее всего уже не является необходимостью. Проиграв определённое количество произведений, начинаешь чувствовать ритм и без счёта.

А теперь, для закрепления материала, сыграем одну известную мелодию:

Gde to na belom svete

Скачать PDF

Обратите внимание на то, что во втором такте песни, диез, стоящий перед первой нотой соль, распространяется как на вторую, так и на третью ноту соль данного такта. Вспомните правило о том, что действие знака альтерации в такте распространяется на все одноимённые ноты данного такта, вплоть до его окончания или до появления знака бекар! В данном случае все три ноты соль, второго такта будут диезными, и играть их нужно первым пальцем левой руки, на первом ладу, третьей струны.

Кроме этого, в пятом такте присутствует новая нота. Это нота ля второй октавы. Эту ноту мы не учили в предыдущей части учебника. Её головка расположена над всеми линиями нотного стана и имеет одну добавочную линию внутри. Запомните её. Играется она на пятом ладу первой (самой тонкой) струны гитары. В пятом такте её необходимо сыграть мизинцем левой руки. В девятом такте вы встретите две ноты ля, первая ля – со знаком диез, то есть, повышенная на пол тона, (соответственно играть мы её будем на шестом ладу первой струны). Вторая ля этого такта – со знаком бекар. Значит её мы сыграем уже на пятом ладу первой струны, согласно правилу отмены бекаром предшествующих ему знаков альтерации.

Обратите внимание на четвертные ноты с точкой. Точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, поэтому выдерживайте четвертные с точкой чуть дольше обычных четвертных. Можете добавлять “и“, если играете со счётом.

Итак, начните разбирать “Песенку о медведях” и обязательно посмотрите видео с её исполнением:

Когда песенка у вас получится и вы услышите мелодию и ритм, переходите к следующей странице и разучите новую композицию.

<<Предыдущая  Следующая>>