Базовые термины и обозначения
В первой части учебника были освоены основные элементы игры, а так-же введены некоторые музыкальные термины и обозначения. При работе с данной частью пособия, необходимо помнить правила музыкальной записи, а так-же термины, изученные ранее. Данная глава содержит материал, необходимый гитаристу для правильной работы с учебником. В случае если вы забыли, или не знаете какое-либо правило или обозначение, из обозначенных в учебнике, вернитесь на эту страницу. Если вы чувствуете, что материал является для вас слишком сложным, вам следует поработать над первой частью учебника.
Апояндо/Пикадо – игра поочерёдно средним и указательным пальцами правой руки с опорой на соседнюю (вышележащую) струну.
Тирандо – игра средним и указательным пальцами правой руки без опоры на соседнюю (вышележащую) струну.
Пульгар – большой палец правой руки.
Легато – техника игры отдельных нот при помощи пальцев одной лишь левой руки, без использования правой.
Флажолет – приём особого звукоизвлечения. Подразумевает лёгкое прикосновение пальца левой руки к струне для извлечения звука обертона.
Арпеджио – игра нот, обычно связанных между собой аккордовой структурой, (игра перебором).
Динамические оттенки – динамика в музыке. Обозначается специальными терминами и знаками (см.ссылку).
Темп и характер – обозначение темпа и характера исполнения в музыке (см. ссылку).
Список музыкальных обозначений – глоссарий музыкальных обозначений в алфавитном порядке (см. ссылку).
Посадка гитариста
Классическую гитару обычно ставят на левую ногу:
При этом необходимо помнить:
- Лучше использовать подставку для левой ноги.
- Левое колено не отводится влево, оно остаётся напротив пюпитра.
- Правое колено отведено вправо.
- Гриф приподнят (угол наклона примерно 45 градусов).
- Предплечье правой руки лежит на обечайке гитары сверху, кисть не должна быть прижата к деке.
- Угол сгиба локтевого сустава левой руки составляет примерно 90 градусов.
Во избежании ошибок, свойственных начинающим гитаристам, прочтите следующую статью:
Пять ошибок начинающего гитариста. Как их избежать и научиться играть правильно.
Правила записи нот:
Ноты пишутся в виде кружочков на нотном стане (состоящем из пяти линий). Место расположения “головки” ноты (кружочка), указывает на её название. Прибавление к “головке” “штиля” (вертикальной линии), или “флажка” (хвостика над или под “штилем”), указывает на изменение длительности ноты:
Направление флажка или штиля значения не имеет. Обычно у высоких нот штили направленны вниз, а у низких вверх.
Длительности нот:
Целая нота: самая длинная. Для того, чтобы выдержать целую ноту считаем (про себя или вслух) – “раз-и, два-и, три-и, четыре-и”.
Половинная нота: в два раза короче целой. Считаем – “раз-и, два-и”.
Четвертная нота: в четыре раза короче целой. Считаем – “раз-и”.
Восьмая нота: в восемь раз короче целой. Считаем – “раз”, или “и” (в зависимости от доли).
Прослушать примеры:
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Любое произведение поделено на такты, отделённые друг от друга тактовой чертой:
Две цифры в виде дроби, вначале первой строки указывают на музыкальный размер произведения, где числитель показывает число долей в такте, а знаменатель — их относительную длительность.
Простыми словами, верхняя цифра 4 показывает общую сумму длительностей всех нот в каждом такте. Не сумму всех нот, а сумму их длительностей (долей)! В данном случае сумма долей в одном такте всегда равна четырём. В первом такте примера, приведённого выше три ноты: четвертная (одна доля) + четвертная (одна доля) + половинная (две доли) = всего четыре доли. Играя со счётом получим: “раз (и)” + “раз (и)” + “раз (и), два (и)”. Считая доли в каждом такте можно их складывать: раз (и), два (и), три (и), четыре (и). Слог (и) при счёте произносить не обязательно, от служит для удобства (обычно это удобно при счёте восьмых).
Нижняя цифра 4 указывает на то, какой тип ноты (целая, половинная, четвертная и т.п.), будет использован для ведения счёта. При счёте четвертными, пишется – 4 (в этом случае четвертная нота считается как “раз (и)“). При счёте восьмыми – 8 (восьмая = “раз (и)“). Шестнадцатыми – 16 (шестнадцатая = “раз (и)“). Самый распространённый размер в музыке – 4/4, в этом случае всегда считаем четвертными: каждая четвертная нота = “раз (и)“.
Обозначения пальцев левой и правой руки
Расположение нот на нотоносце и на грифе гитары
Аккорды, используемые в учебнике:
<<Предыдущая Следующая>>