Мастер-Блюз. Соло и импровизация с нуля.

Box-Side4-(W-Shadows)

<<<   Урок 3

Надеюсь, что к этому моменту вы уже усвоили базовые принципы импровизации. Осталось добавить лишь некоторые детали для того, чтобы ничего не упустить.
Во первых, добавим диезные и бемольные ноты, которые располагаются между “основными” (Помните чёрные клавиши фортепиано?)
#диез, bбемоль (Например нота F# – произносится как “Эф диез”, Bb – как “Би бемоль”. По английски – F Sharp, B Flat). Диез – повышает “основную” ноту на полтона, бемоль – понижает.

Sharp Flat Notes
Каждая такая нота имеет два названия. Например, нота F# (2-й лад 6-й струны) также может называться Gb. Всё очень просто: если мы повысим ноту F, находящуюся перед ней на полтона – получим F#. Если-же понизим на полтона ноту G, стоящую после неё, то  получим Gb. Таким образом, название ноты будет зависеть от того, откуда вы начинаете движение к ней. На пятой струне происходит то-же самое. Даём название нотам по тому-же принципу!

Sharp Flat Notes 5str
Итак, любое произведение может начинаться как с обычного, так и с диезного или бемольного аккорда (например F#m). Значит и первая нота шаблона пентатоники будет соответствующей. Например, если ваш знакомый играет песню в тональности F#m, и вы хотите ему подыграть, то начинать шаблон нужно со 2-го лада 6-й струны (шаблон 1) или с 9-го лада 5-й струны (шаблон 2). Также можно начать с 14-го лада 6-й струны (шаблон 1) если ваша гитара вам позволяет.
Диезные и бемольные ноты запоминать не нужно. Их всегда можно с лёгкость определить по “основным” нотам. Как уже было сказано, достаточно повысить “основную” ноту на один лад и мы получим диезную с таким же названием. Понизив-же “основную” на один лад, получим одноимённую бемольную.

Теперь попробуйте взять какую нибудь диезную или бемольную тональность и применить пентатонику. Вначале поиграйте с приведённым ниже треком (тональность – Bb), а затем найдите сами в YouTube трек в диезной/бемольной тональности. Напишите например: “Guitar backing track С#m“, и вы увидите множество треков в тональности С#m.

Jazz Backing Track in Bb:

 

Этот трек – джазовый. Помимо пентатоники, здесь можно использовать и иные гаммы. В следующем видео я расскажу, как добавлять к нашим шаблонам дополнительные (проходящие) ноты (Blue notes), делая гамму разнообразней. Также я покажу как применять новые техники для увеличения скорости игры, и дам полезные упражнения и арпеджио. Надеюсь, что после этого, ваша гитара станет звучать ярче и интересней:

 ДРУЗЬЯ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.

ПОЖЕРТВОВАТЬ!

В дополнение к видео, хочу сказать, что изменив хотя-бы одну или две ноты гаммы, или добавляя новые ноты, можно получать совершенно разнообразные оттенки при игре соло. Один из следующих моих курсов будет посвящён именно этому. Выучив всего четыре шаблона, и усвоив принцип параллельных тональностей, можно свободно играть с любым из семи “Натуральных ладов” (Music Modes: Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский).

А теперь другое, очень важное дополнение:
В большинстве случаев пентатоника (Minor Pentatonic scale) идеально подходит для импровизации, но существует ряд причин, по которым может произойти несоответствие:
1. Тональность обнаружена не верно. (Проверьте себя)
2. Первый аккорд песни не является тональностью. (Такое иногда случается. В этом случае возьмите за тональность последний аккорд песни, или самый “устойчивый” аккорд каждого куплета. Вы обязательно услышите его, прослушав произведение несколько раз).
3. Произведение сложное и имеет несколько тональностей. (На данном этапе воздержитесь от импровизации с произведениями, имеющими сложную гармонию. Например в стиле “Jazz”, “Progressive Rock”, “Modern Flamenco” и т.д.
4*. Произведение играется исключительно в мажоре (например весёлые песни из мультфильмов или песни в стиле “Counry Blues”). В данном случае нужно начинать шаблон на три лада ниже тонального аккорда. Например если песня начинается с аккорда С (нота С = 8-й лад 6-й струны), следует начать игру с ноты А (5-й лад 6-й струны). Можно также использовать мажорную пентатонику (мы поговорим о ней в одном из следующих курсов). Обратите на этот пункт особое внимание, так как “мажорные” песни встречаются довольно часто. Для примера, приведу плейбек в тональности B. Если начать игру с ноты B, произойдёт несоответствие, так как лад этого трека мажорный, а наша пентатоника имеет минорную структуру. Опустившись на полтора тона (три гитарных лада) ниже  мы получим подходящую гамму. Попробуйте поиграть с данным треком, начав шаблон с ноты B, а потом с ноты Ab и вы в этом убедитесь.

5. Медленные, лирические песни (например русский народный фольклор, песни военных лет и т.д.) В данном случае пентатоника подойдёт, но будет придавать произведению нехарактерный блюзовый оттенок. В этом случае попробуйте подобрать на слух дополнительные ноты. Теоретический материал к этой теме будет дан в одном из следующих курсов.

6. Произведения имеющие структуру, отличную от структуры блюзовой и классической гармонии (этническая и народная музыка, фламенко, джаз и т.д.)

ФОРМУЛЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ

Гамма минорной пентатоники (Minor Penatonic Scale) состоит из пяти нот и имеет в своём составе минорное трезвучие. Её строение идентично строению Эолийского лада (натурального минора с исключением  II  и  VI ступеней. Если обозначить ступени натурального минора как  I  II  III  IV  V  VI  VII, то минорную пентатонику можно обозначить как I  III  IV  V  VII. Минорные трезвучия, построенные на ступенях I  IV  V, а также мажорные трезвучия на ступенях  III  и  VII, образуют аккорды близкой степени родства (согласно теории о родстве тональностей). По тому-же принципу, минорные трезвучия основывают T  S  D (I  IV  V), а мажорные –  соответствующие параллели – T2  D2 (III  и  VII) в системе кварто-квинтового круга. Вследствие этого, все ступени гаммы пентатоники являются консонансами главных трезвучий “минорно-мажорного лада”*. По причине ограниченности применения остальных натуральных ладов, а также по причине недостатка материала, связанного с другими гармониями темперированного строя, именно натуральный мажор и минор, на сегодняшний день, являются главными и наиболее употребительными ладами европейской и западной музыки. Хотя минорная пентатоника и гармонируют с композициями “минорно-мажорного” лада, композиции с мажорной тоникой, имеющие структуру отличную от  T  S  D мажора (то есть, включающие в себя аккорды параллельного минора) будут являться исключением. Для примера, С-dur (C, F, G) с параллельными Am, Dm, Em, консонансно согласуется с минорной пентатоникой, построенной от С, лишь в пределах C, F, G (T S D). Однако первые и главные ступени аккордов параллельного минора – Am, Dm, Em, будут иметь абсолютные диссонансы с нотами минорной пентатоники построенной от С: (Am – A Bb, Dm – D Eb, Em – E F). Для того, чтобы этого избежать, необходимо построить минорную пентатонику от главной ступени параллельного минора (Am), то есть, совершить транспозицию минорной пентатоники из С в A (-1,5) тона. Другой способ – это построить от ноты  С – мажорную пентатонику** (Major Penatonic Scale).

*Минорный лад и параллельный мажор, в данном параграфе рассматриваются как единый “минорно-мажорный” лад с минорной тоникой (I), субдоминантой (IV) и доминантой (V), и аккордами параллельного мажора (III  VI  VII) –  (согласно принципу параллельных тональностей).

**Так называемая “мажорная пентатоника” имеет и другие названия. В данном контексте называется так, т.к. имеет в своём составе мажорное трезвучие.

Последовательность интервалов Эолийского лада (лада натурального минора):  б.2  м.2  б.2  б.2  м.2  б.2

Последовательность интервалов Минорной пентатоники:  м.3  б.2  б.2  м.3

Последовательность интервалов Мажорной пентатоники:  б.2  б.2  м.3  б.2

<<Предыдущий урок